Пять украинцев, получивших «Оскар»

http://www.segodnya.ua/news/14120304.html

Киевлянина Анатолия Кокуша наградили за «Трою», а экс-харьковчанина Мамута — за «Хищника».
2006. Троя. Масштабные сцены в историческом блокбастере удалось снять только благодаря камерам из Украины.
Независимая Украина всего несколько раз делала робкие шаги к «Оскару». Один из последних — в 2006 году, когда на престижную кинопремию выдвинули ленту Оксаны Байрак «Аврора» (номинация «Лучший иностранный фильм»). Статуэтку мы не получили, фильм не вошел даже в пятерку главных претендентов. В тот же год страна «вскинула брови», получив сенсационную новость из-за океана: два технических «Оскара» вручили гендиректору и основателю компании «Фильмотехник», киевлянину Анатолию Кокушу (технические номинации подаются не страной, а самой киноакадемией).

Талантливого украинца наградили за операторские краны «Каскад» и «Авторобот». С их помощью снимались «Титаник», «Двенадцать друзей Оушена», «Троя» и еще с полсотни голливудских мегакартин.

«Мы предполагали, что можем получить эти награды, но все равно очень волновались перед награждением, — вспоминает 58-летний Анатолий Акимович. — Награждение техническими «Оскарами» проходит на две недели раньше, в том же зале, что и творческими, и по тому же сценарию. Правда, на нашей церемонии не было такого обилия голливудских звезд. Очень хотелось бы, чтобы страна могла достойно соревноваться и за творческие награды». «Русская рука». Так изобретение Кокуша прозвали американцы, сам автор называет детище «Авторобот», а иностранцы иногда каламбурят, соединяя слова «crane» и «Ukraine».

Увы, творческих «Оскаров» у Украины пока нет. «И скоро вряд ли будут, — делает неутешительные прогнозы режиссер Юрий Ильенко. — Несмотря на талант и огромное желание наших творцов, государство практически не финансирует проекты».

И все же украинцы неоднократно боролись за статуэтки и даже получали их, правда, имея американский паспорт. Например, еще в 1949-м на сцену за наградой поднялась харьковчанка Варвара Каринская, а в начале этого века киноакадемия отметила фильм киевлянина Вадима Перельмана «Дом из песка и тумана». Поболеть за своих мы сможем и в этот раз — «Оскар-2010» состоится в ночь с 6 на 7 марта. В номинации «Лучшая актриса второго плана» представлена Вера Фармига за фильм «Мне бы в небо», где ее партнером стал Джордж Клуни. Она родилась уже в Америке, ее родители покинули Украину после Второй мировой войны. Вера неплохо говорит на украинском и сокрушается, что «когда просят дать интервью для украинского издания, всегда почему-то спрашивают на русском, а я не понимаю ни слова на этом языке».

За статуэтку Вера будет бороться с Пенелопой Крус, Анной Кендрик и другими актрисами. Что же, будем держать за нее кулаки, и вспомним тех украинцев, которые покоряли своим творчеством американскую киноакадемию, будучи гражданами США.

ОСТАЛИСЬ БЕЗ ПРИЗА

С лентой «Дом из песка и тумана» в 2004-м на «Оскар» номинировался Вадим Перельман. Она была его дебютом в кинематографе. Но увы. История борьбы американских и иранских эмигрантов за дом собрала в прокате $100 млн. Вадим родился в Киеве (1963), в 14 лет уехал с матерью в США, учился на режиссера, снимал клипы. Сегодня он — один из самых перспективных молодых режиссеров Голливуда.

Не раз поднимался на красную дорожку и экс-киевлянин, режиссер Анатолий Литвак (1902 г.р.), но так и не получил статуэтку. В 20 лет эмигрировал, работал в Германии, Англии и Франции. Всемирный успех имела его «Анастасия». Ингрид Бергман сыграла княжну Анастасию Романову и получила за роль «Оскар», Анатоль Литвак снова ничего не получил. В последние годы он экранизировал роман Франсуазы Саган «Любите ли Вы Брамса?». Умер в 1974 в США.

ПАЛАНС: НА ВРУЧЕНИИ СКАЗАЛ, ЧТО ОН ПАЛАГНЮК

В 1992 году за роль второго плана в комедийном вестерне о ковбоях «Городские пижоны» «Оскар» получил один из самых известных актеров Голливуда Джек Паланс. «Эту церемонию у нас не показывали. Я видел выступление Джека в записи много лет спустя — у меня мурашки бежали по телу, — вспоминает киевский киноман Александр Коваленко. — Паланс тогда сказал: «Я украинец, меня зовут Владимир и настоящая моя фамилия Палагнюк». После чего 70-летний актер продемонстрировал свою физическую форму, сделав несколько отжиманий на одной руке прямо на сцене. Кстати, когда он заговорил об Украине, многие известные люди вставали в знак уважения к этой стране и тому, что они тоже имеют к ней отношение. А когда он отжимался, весь зал аплодировал стоя».

Палагнюк-Паланс всегда подчеркивал, что имеет украинские корни, хотя родился он уже в Америке — был третьим из пятерых детей Ивана и Анны Палагнюк, которые эмигрировали в США в 1906 году. После школы увлекся театром, поступил на актерские курсы и начал покорять Голливуд. Впервые его номинировали на «Оскар» в 33 года (1952 год) за роль в фильме «Неожиданный страх», но стауэтку он тогда не получил. За полвека работы в кино актер сыграл 120 ролей, самые известные — в «Бетмене» и «Дракуле».

«Мы встречались с ним в 1990-х, когда Джек приезжал в Украину, я называл его Мистер, — вспоминает режиссер Юрий Ильенко. — Он очень хотел сыграть Мазепу. Мы об этом говорили, но было понятно, что он стар для этой роли (ему за 70), к тому же хотя Джек и говорил на украинском, он был настоящим американцем, а украинских эмоциональности и взгляда на мир в нем было мало». Не раз актер посещал родину, бывал в Киеве. Умер в 2006 году.

МАМУТ: ЭФФЕКТ ЛАСТИКА ДЛЯ «ХИЩНИКА»

В Голливуде его зовут Юджин, в Украине он был Женей. За четверть века работы в Америке Евгению Мамуту удалось приложить руку к созданию спецэффектов во многих оскароносных картинах («Леди-Ястреб», «Грязные танцы», «Матрица»). Но «Оскар» (технический) он получил за прием, придуманный для «Хищника».

«Кинокомпания «ХХ век Фокс» обратилась в студию, где я работал, с просьбой по типу: «Хотим то, не знаем что, — вспоминает Евгений Мамут. — Они задумали снимать «Хищника», уже был утвержден на роль Шварценеггер и все было готово, но нужно было сделать героя, который, «когда движется — виден, а когда не движется — нет». Наша компания этим занялась».

До этого Евгений уже изобрел так называемый «эластик-эффект» и применил его в рекламе «Рено» — машина в кадре растягивалась на поворотах. Этот, без сомнения сверхъестественный по тем временам, эффект был достигнут при помощи специальных 1200 полосок-«масок» — они в нужное время по очереди перекрывали кадр, получалось, что общий план остается без изменений, а вот объект на переднем растягивается. «Для «Хищника» мы усовершенствовали саму систему: вот монстр идет в кадре и тут же начинает растягиваться и исчезать. Специальная трюкмашина, которая была задействована для этого спецэффекта в 1987 году, сегодня, когда все делается на компьютере, кажется смешной. Но тогда на этой машине можно было одновременно прокручивать восемь пленок».

Выпускники харьковского политеха 1970-х вспоминают, что в институте при Дворце студентов существовала любительской киностудия, где Мамут был частым гостем. «Студентом он с товарищами на «ХПИ-фильме» придумал гениальный по своей простоте метод создания хроники, — говорит киновед, автор книги «Харьков кинематографический» Владимир Миславский. — Тогда они делали фильм к юбилею ХПИ, и потребовалась старая кинохроника. И ребята очень быстро решили проблему. Сняли студентов в костюмах тех лет на черно-белую пленку, потоптались по пленке, склеили пленку и тысячу раз прогнали через проектор, чтобы добиться царапин. Получилось шикарно!».

В США Мамут эмигрировал в начале 1980-х вместе с родственниками. В 2002 году Юджин Мамут вместе с супругой-графиком Ириной Борисовой открыл Animagic — музей анимации, спецэффектов и искусства. Теперь он еще занят разработкой и изготовлением экспонатов для музея, проведением экскурсий, обучением мультипликации и комбинированным съемкам.

КВИТКА: СБЫЛАСЬ МЕЧТА

1978. «Оскар» и номинация на «Грэмми»

Квитка Цисык покорила Америку еще в 1970-х, но в Украине отметили ее заслуги лишь несколько лет назад вечером памяти. Квитка родилась в Нью-Йорке, но украинская речь и песни всегда звучали в семье эмигрантов с Западной Украины. Ее удивительный голос помог раскрыть отец, музыкант по образованию. Он учил ее играть на скрипке с 5 лет. С юных лет Квитка сотрудничала со звездами музыкального олимпа, например пела с Девидом Санборном и Майклом Джексоном.

Свой Оскар Цисык получила в 1978-м за песню к фильму «Ты свет моей жизни». В удивительной романтичной картине много музыки, почти все песни исполняет Квитка. Оскароносную песню You Light Up My Life сегодня можно услышать в исполнении Уитни Хьюстон. «Моя мечта сбылась, — сказала тогда Квитка со сцены. — Я получила статуэтку за красивую песню, пою ее на английском, а душу вкладываю украинскую».

К слову, параллельно с творческой работой в студии и на сцене Цисык была занята в коммерческих проектах. Например, очень быстро она стала самым оплачиваемым исполнителем рекламных джинглов, с помощью ее акустического пения создавали ролики «Coca-Cola» и «Ford Motors». За свою короткую жизнь (умерла от рака в 45 лет) выпустила всего два диска, за «Два кольори» получила множество наград в США и Канаде. В том числе и «Гремми» в категории contemporary folk.

КАРИНСКАЯ: «СКОРАЯ ПОМОЩЬ» СЪЕМОЧНОЙ ПЛОЩАДКИ

В 1949 году одним из фаворитов премии «Оскар» был фильм Виктора Флеминга «Жанна Д’Арк». Блистательная Ингрид Бергман в главной роли осталась без награды. Зато статуэтку получила 63-летняя Варвара Каринская — создательница костюмов для этой ленты. Когда хрупкая женщина поднялась, зал встал. В Голливуде Каринскую обожали все, даже капризная Вивьен Ли (Скарлетт).

До 40 лет Каринская жила в Харькове и имела в Москве салон авторской одежды. В 1920-х бежала из СССР во Францию. В Париже талантливая художница и модельер стала создавать костюмы для балета по эскизам Сальвадора Дали и Марка Шагала. В 1938-м переехала в Америку и также быстро завоевала Голливуд. «Шила для Марлен Дитрих, Вивьен Ли, Ингрид Бергман, — рассказывает председатель фонда Каринской Николай Шемет. — Киношники без рук Варвары Андреевны обойтись не могли и называли ее «скорой помощью». Было такое, что пора начинать съемки, платье готово, а оно крайне плохо сидит, и вот тогда приглашали Каринскую».

Пошила оскароносный костюм для Ингрид Бергман

Харьковчанка считала Новоорлеанскую деву своим кумиром: «Собирала рисунки с изображением Жанны Д’Арк, купила поместье во Франции недалеко от Орлеана. Это был фактически музей Орлеанской девы. Позже все эти материалы она передала в новоорлеанский музей».

В 1952 году Варвару Андреевну номинировали снова — за костюмы к фильму «Ганс Христиан Андерсен», но золотую статуэтку отдали одежде из «Мулен Руж» — наряды были броские, как и положено в мюзикле, и производили потому более выгодное впечатление. До конца дней (умерла в 97 лет в Нью-Йорке) Каринская продолжала работать с кино и балетом!

Александр Пасюта

Advertisements

Kommentar verfassen

Trage deine Daten unten ein oder klicke ein Icon um dich einzuloggen:

WordPress.com-Logo

Du kommentierst mit Deinem WordPress.com-Konto. Abmelden / Ändern )

Twitter-Bild

Du kommentierst mit Deinem Twitter-Konto. Abmelden / Ändern )

Facebook-Foto

Du kommentierst mit Deinem Facebook-Konto. Abmelden / Ändern )

Google+ Foto

Du kommentierst mit Deinem Google+-Konto. Abmelden / Ändern )

Verbinde mit %s